Батик
Все чаще нас окружают красивые люди и необычные предметы. Все чаще мы останавливаем взгляд на эксклюзивных вещах и тянемся к познанию того, как они были созданы.
Для современной быстротекущей жизни просто необходима творческая пауза, которая может дать человеку погрузиться из урбанистичного мира в бездну искусства. И нет ничего удивительного в том, что люди хотят создавать что-то своими руками, тем самым приобщая себя к истокам. Так же как нет ничего сложного в создании расписного платка или замысловатой картины, выполненных в технике батик, на которых остановилось внимание – нужно лишь знать некоторые тонкости росписи по ткани и немного истории, для общего развития.
Большинство экзотичного в плане рукоделия дошло до нас из Древней Индии и Древнего Китая.
Батик, в переводе с индонезийского, означает капля на хлопчатобумажной ткани. Как известно, люди в то время были очень суеверны и пытались во всем найти некий смысл. Вот и исполненная в этой технике ткань считалась сильным оберегом, который хотел иметь каждый.
В некоторых странах до сих пор одежда, украшенная такой росписью, считается священной.
Несомненно, исторические данные очень интересны и всегда несут в своем изучении огромный смысл, но хочется познать и саму технологию этого вида искусства.
Итак, технология изготовления батика включает в себя несколько способов нанесения краски на ткань – это нанесение краски кистями, набивка рисунка на ткань, свободная роспись.
В последнее время широко популярен метод узелковой окраски ткани.
Если Вы решили испробовать свои силы в этом виде росписи, Вы должны запомнить, что основным и решающим моментом является выбор ткани, на которую будет нанесен рисунок.
Важно отдать предпочтение тканям, структура которых содержит волокнистый состав и правильную связь. Такой структурой обладают хлопчатобумажные, натуральные шелковые, а также капроновые ткани.
Перед началом работы ткань необходимо поместить в теплую воду, примерно на два часа, без добавления каких-либо средств и стирального порошка. По истечении времени ее кипятят около часа в мыльно-содовом растворе. После кипячения ткань необходимо хорошо прополоскать в теплой, а затем холодной воде.
Эта процедура необходима для того, чтобы обезжирить поверхность заготовки для лучшего сцепления краски с тканью. Также следует помнить, что после такой процедуры ткань может дать усадку на 10-12%. Не забывайте про этот момент при покупке и раскрое ткани.
Для того чтобы приступить непосредственно к росписи, ткань закрепляют на рамке. Ткань должна быть туго натянута на нее, не должна провисать, чтобы избежать соприкосновения ткани с поверхностью стола, и тем самым, в процессе нанесения краски, добиться максимально качественного рисунка. Сложность этого процесса состоит в том, что надо постараться не допустить перекосов плетения нитей ткани.
Если первые два этапа выполнены, можно заняться росписью. Для этого Вам нужно выбрать непосредственно технику батика.
Самой простой является техника свободного батика. Она рассчитана на начинающих, но, тем не менее, имеет свою индивидуальность и хорошо передает в изделии особенность рисунка художника.
Для ее выполнения Вам понадобятся различного рода краски и, конечно, ткань. Ткань должна быть хорошо вымочена в крепком солевом растворе и быть влажной. Это необходимое условие для получения красивой, качественной работы.
Если под рукой не оказалось красок для росписи по ткани – не беда. В этой технике можно использовать даже самые простые акварельные краски или гуашь. Но следует помнить, что изделия, выполненные в этой технике, очень боятся влаги, поэтому их рекомендуется помещать под стекло.
После того, как работа готова, ее нужно снять с рамки и прогладить через бумагу – краска закрепится на ткани, а благодаря соли, ткань приобретет жесткость.
Что касается еще одного несложного метода окрашивания ткани, а именно, узелкового, то здесь Вам придется научиться правильно, в нужной последовательности складывать ткань и точно представлять, каким будет результат этого окрашивания.
Чтобы изделие получилось, следует помнить два условия – ткань должна быть влажной и окрашивание должно длиться не менее получаса. При использовании этого метода, будет не лишним вспомнить искусство оригами.
Например, чтобы получить в центре изделия круг, а по углам полоски, следует сложить ткань в четыре раза, а полученный прямоугольник или квадрат по диагонали. После этого перевязать хлопчатобумажной нитью центр и противоположный угол треугольника.
Если первые из предложенных методов показались Вам неинтересны, или слишком просты, обратите внимание на методы холодного и горячего батика. В основе этих методов лежит резервирующий состав, который не позволяет краске выходить за пределы контуров рисунка, благодаря чему и получаются картины с четким и правильным изображением.
Холодный батик характеризуется четкими линиями и ясностью рисунка. Сначала на ткань наносится контур желаемого изображения простым карандашом, после чего на эскиз наносится резерв. Для его изготовления Вам потребуются: парафин – 50гр., резиновый клей – 220гр., бензин – 250гр.
На водяной бане расплавить парафин, добавить в него резиновый клей и бензин, после чего смесь тщательно вымешать до образования однородной консистенции.
Сложность в самостоятельном изготовлении резерва состоит в том, что не всегда он получается нужной густоты, и чтобы избежать неприятностей, лучше воспользоваться уже готовым резервом.
Если все же решили изготовить состав сами, не забывайте о технике безопасности. Оставшийся после работы резервирующий состав можно хранить в плотно закрытой посуде в сухом, прохладном месте. Как было сказано ранее, резерв не дает краске вытечь за его пределы.
Чтобы приступить к работе с краской, необходимо дать резерву просохнуть, эта процедура займет около сорока минут. Высохнув, он становится абсолютно незаметным.
Данный метод достаточно трудоемок в исполнении и требует большой концентрации внимания и твердых, уверенных движений руки, но результат будет наградой за этот труд.
Горячий батик является самым древним методом окрашивания ткани. Его отличительная черта состоит в том, что на контуры рисунка наносится горячий резервирующий состав. Состав для резерва этой росписи отличается от прошлого тем, что в него входят лишь натуральные ингредиенты: парафин – 400гр., натуральный воск – 100гр.
Продукты также топят на водяной бане, а в процессе нанесения на контур следят, чтобы этот состав был определенной температуры и не застывал. По окончании окрашивания, резерв можно легко удалить с ткани прогладив изделие через бумагу или просто соскрести контур. Еще раз обязаны Вас предупредить о соблюдении техники безопасности.
По окончании работ, для лучшего закрепления краски на ткани, желательно выполнить запарку изделия. Для этой процедуры Вам следует переложить ткань оберточной бумагой и прогладить горячим утюгом, используя функцию «пар». Либо, переложенную бумагой ткань, свернуть трубочкой и поместить в «пароварку», примерно минут на 40-50, в зависимости от типа и плотности ткани.
Несомненно, времени на изготовление изделий в технике батик будет потрачено немало. Вам потребуется не только много терпения, но и постоянное совершенствование творческих навыков и фантазии. Но, приобщаясь к любому виду искусства, человек облагораживает себя и украшает свой мир – это и должно лежать в основе Вашего творческого начала.
А мы желаем Вам успехов в этих начинаниях.
СПАСИБО пойду пробовать
Спасибо большое! Доступно, понятно, интересно!
Ничего не поняла, всё без слов. В общем не очень хорошо.
А изделия выполненные в технике “холодного” или “горячего” батика стирать можно?
подскажите пожалуйста, как очистить трубочки от остатков резерва?
Промыть разбавителем No 2.
Спасибо, шикарные работы, роскошный МК!!!
Ивановские батики рисуются без контура. Но где надо – краска растекается, где не надо – не растекается. Как это делается?
@Helena
Можно только после запарки.